Формула успеха 25–27 сентября пройдет Гран-при России в самой престижной автогоночной серии

10
6 минут
Формула успеха   25–27 сентября пройдет Гран-при России в самой престижной автогоночной серии
Формула успеха

25–27 сентября пройдет Гран-при России в самой престижной автогоночной серии
Раньше отечественные любители автоспорта, не считая отдельных счастливчиков, могли наблюдать за соперничеством лучших пилотов планеты только по телевизору. В 2014-м у России появился собственный Гран-при «Формулы-1». В год дебюта сочинский этап собрал полные трибуны и был признан лучшим по организации.

Коммерчески успешным продуктом «Королевские гонки» сделал британец Берни Экклстоун. Бывший пилот и владелец команды пришел к власти в начале 1980-х и сразу начал выстраивать отношения с телевидением и спонсорами. За время правления Берни «Ф-1» стала самым дорогим и технологичным видом спорта с годовым оборотом в миллиарды долларов.
С первых шагов на посту босса «Больших призов» Экклстоун старался уходить от сложившихся годами стереотипов. Уже тогда он задумал превратить междусобойчик представителей Западной Европы в чемпионат планетарного масштаба. Будучи опытным бизнесменом, англичанин занялся поиском новых «рынков сбыта» для своего шоу. И в первую очередь обратил взгляд на восток, загоревшись идеей провести Гран-при СССР. Причем строительство стационарного автодрома не требовалось, трассу планировалось проложить вдоль стен Кремля.
«Престиж Гран-при «Формулы-1» сравним с летними Олимпийскими играми, – писал Экклстоун в официальном обращении Леониду Брежневу. – Каждая гонка транслируется по телевидению в 40 странах для 300 миллионов зрителей в прямом эфире, и еще 400 миллионов могут посмотреть соревнования в записи. Другой плюс мероприятия заключается в возможности проводить его ежегодно на одном и том же месте».
Генсеку идея понравилась. В зарубежной прессе даже появилась информация, что в 1983-м Гран-при СССР заменит голландский этап. Но грандиозным планам не суждено было сбыться. В ноябре 1982-го Брежнев скончался – вместе с ним умерла и данная идея.
Неутомимый Берни реализовал мечту о Гран-при в Восточной Европе спустя три года в Будапеште, однако и о нашей стране не забыл. В 1990-е с началом регулярных трансляций популярность «Ф-1» в кругу спортивных болельщиков заметно возросла, многие жертвовали сном, чтобы рано утром или ночью посмотреть гонки, проводимые на других континентах.
Экклстоун уловил рост интереса к своему детищу и снова забросил удочку. Буквально каждый год рождались проекты строительства современного автодрома в различных городах России, но чаще дело ограничивалось разговорами. Самый реальный вариант возник в начале нулевых. Трассу планировалось сделать на юге Москвы в Нагатинской пойме. Результат предприятия зависел от решения тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова. Градоначальник долго не мог определиться и в конечном итоге дал отбой.
– Помню, как мы пытались организовать гонки в Москве, – делится Берни Экклстоун. – Много работали с мэром. Далеко продвинулись. Все застопорилось из-за коммерческих проблем. Лужков не смог смириться с предполагаемыми расходами. Был вариант и с Петербургом. Однако там люди испугались, что шум, производимый болидами, повредит атмосфере города. В конечном счете никто не понимал, что может дать «Формула-1». Нужен был человек, который скажет «да» или «нет». Таким человеком, как нетрудно догадаться, стал Владимир Путин. По личной инициативе президента в России появился автодром мирового класса. Место для трека выбирали из нескольких вариантов. В итоге остановились на Сочи – и не прогадали.
Трасса органично вплетена в пределы Олимпийского парка, и таким образом на Гран-при работает вся инфраструктура, построенная к Олимпиаде-2014: дороги, гостиницы, аэропорт, железнодорожное сообщение. Кроме того, российский этап в лучшую сторону отличается от аналогичных в Европе и на Ближнем Востоке, где автодромы зачастую строят в чистом поле, и людям, кроме заездов, элементарно не на что посмотреть. Другое дело –Сочи. Помимо многочисленных шоу в рамках самого мероприятия, за время гоночного уикенда гости имеют возможность познакомиться со знаменитыми олимпийскими объектами, вдоль которых проложена трасса, а также заглянуть в «Сочи Парк» – наш ответ Диснейленду. Поклонники активного отдыха могут махнуть в горы, где на вершинах лежит снег, а любители погреться на солнышке без труда найдут места на пляже. Еще есть океанариум, дельфинарий, аквапарки...
Именно подобный набор услуг привлекает в олимпийскую столицу десятки тысяч болельщиков. Приехать на Гран-при России – это круто. О таком не стыдно рассказать друзьям. Для удобства организаторы бесплатно ламинируют билеты и выдают ленточки, чтобы можно было повесить пропуск на шею. Многие предпочитают не снимать опознавательные знаки даже в городе или на набережной. Люди с гордостью носят аккредитации, подчеркивая свою вовлеченность в грандиозный праздник.
Три насыщенных дня Гран-при включают свободные заезды, квалификацию, многочисленные гонки поддержки. Кроме того, болельщикам предлагается обширная развлекательная программа: выступления популярных исполнителей, конкурсы, автограф-сессия пилотов…
Неудивительно, что с каждым годом число охотников побывать на Гран-при стремительно растет. Люди едут со всей страны. О соседних регионах даже не стоит говорить. К слову, в нынешнем сезоне гонка в Сочи должна стать первой со зрителями. Предыдущие Гран-при проводились при пустых трибунах в связи с пандемией. Организаторы российского этапа обязуются сделать максимум возможного для соблюдения всех правил проведения гонки с болельщиками.  
– Я был практически на всех новых этапах, которые появлялись в международном календаре, и везде, за исключением Индии, впечатления остались хорошие, – говорит многолетний комментатор «Ф-1» Алексей Попов. – Но увиденное в Сочи превзошло все ожидания. Без оговорок, наш Гран-при можно сравнивать с самыми престижными этапами с многолетней историей. И по большей части сравнение в нашу пользу. Конечно, пригодился опыт Сочи-2014. Олимпиада была блестяще организована. И если смогли провести форум, в котором задействованы десятки объектов, то у меня лично не возникало сомнений, что через несколько месяцев на одном конкретном участке все будет сделано как надо. Но между «хорошо» и «великолепно» – большая разница. Наш Гран-при действительно заслуживает самых ярких эпитетов. Организация настолько безукоризненная, что не смогла придраться даже обычно едкая по отношению к России британская пресса. После удачного дебюта опасался, что на второй год организаторы расслабятся и дадут повод критикам, но промоутеры тоже это понимали и проделали гигантскую работу. Создали специальный опросник, который учитывал малейшие пожелания людей. За предыдущие Гран-при не получили ни одного серьезного нарекания. Плюс к тому классная инфраструктура вокруг автодрома. Прекрасный вид с трибун на горы, море в паре шагов, замечательный парк аттракционов. На «Ласточке» можно быстро домчаться до центра Сочи. Или за полчаса по отличным дорогам доехать до Красной Поляны, покататься на лыжах. Я десять лет прожил в Монако и несколько раз ездил в Приморские Альпы. Там дорога гораздо хуже. Приятно осознавать, что в России могут делать столь масштабные проекты на высочайшем уровне.
Проектировал трассу знаменитый немецкий архитектор Герман Тильке. На его счету целый ряд автодромов мирового уровня. В Сочи ему было где развернуться. Трек считается высокоскоростным с тремя разгонными участками. Максимальную скорость – 320 км/ч – гонщики развивают между первым и вторым поворотами на 650-метровой прямой.
Так называемое Большое кольцо длиной 5872 метра включает в себя 18 поворотов. Ширина полотна от 13 до 15 метров с обязательным горизонтальным профилированием и отрицательным уклоном на некоторых участках. Максимальный перепад высот всего полтора метра, но в то же время это единственный в календаре «Ф-1» автодром с затяжным дугообразным поворотом, который болиды преодолевают на скорости свыше 300 км/ч.
Дмитрий ЕФАНОВ
  • Комментарии
Загрузка комментариев...