Необходимая интеграция

851
7 минут
Необходимая интеграция

«В Москве поздно вечером 16–летний водитель мопеда, проехав перекресток на запрещающий сигнал светофора, совершил столкновение с автобусом. Подросток находился за рулем мопеда, не имея водительского удостоверения, ехал с выключенным светом фар. В результате автоаварии погиб как сам водитель мопеда, так и его 15–летний пассажир».
«В ДТП на скутере попала 14–летняя девочка, которая ехала по дворовой территории, не справилась с управлением и совершила наезд на бордюрный камень. С различными травмами девочка была доставлена в больницу».
«В Ярославской области на федеральной автодороге М–8 «Холмогоры» получил серьезные травмы в результате ДТП 15–летний водитель мопеда. Его не пропустил легковой автомобиль, выезжавший со второстепенной дороги. При этом подросток управлял мопедом без водительского удостоверения, передвигался без мотошлема».
Вот лишь небольшая подборка дорожно–транспортных происшествий с участием детей–водителей, но и она лишний раз убеждает, что эта категория водителей и пассажиров мототехники является наиболее уязвимой среди участников дорожного движения.

Статистика и закон

Как показывает практика, водители мотоциклов и скутеров, в отличие от автомобилистов, могут получить серьезные травмы даже в случае небольшого ДТП. Достаточно падения на скорости 10–20 км/ч, чтобы сломать руку или ногу, а в случае отсутствия защитного мотошлема – получить черепно–мозговую травму.
С наступлением погожих дней и отменой режима самоизоляции на дорогах неизбежно появятся водители двухколесного транспорта – мотоциклов, скутеров, мопедов. По статистике с началом сезона существенно возрастает не только количество мототранспорта на дорогах страны, но и количество ДТП с их участием.
Так, за 4 месяца 2019 года зарегистрированы 4744 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 119 детей погибли и 5146 пострадали. ДТП с детьми–велосипедистами составили 3,9% от всех ДТП с участием детей, при этом 60% ДТП с детьми–велосипедистами связаны с нарушениями ПДД, допущенными с их стороны. Дети, управлявшие мототранспортом (в том числе мопедами и приравненными к ним транспортными средствами), стали участниками 43 ДТП, в которых 2 ребенка погибли и 41 ранен. Причиной 74,4% таких происшествий стала собственная неосторожность детей.
Напомним: в конце 2014 года в законодательство был внесен ряд изменений, касающихся данной категории участников дорожного движения. Согласно вступившим в силу изменениям в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, для управления мопедами и легкими квадроциклами введена новая категория – «М». Получить водительское удостоверение на скутер или мопед теперь можно с 16 лет и только после обучения в автошколе.

Соответствующие изменения были внесены и в КоАП РФ: на водителей этих транспортных средств распространяются все составы административных правонарушений, предусмотренные главой 12 кодекса. Если раньше водителю мопеда или скутера за любое нарушение ПДД грозил только административный штраф в размере 800 руб., а за нарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, – от 1000 до 1500 руб., то теперь он несет ответственность за все нарушения правил на общих основаниях. Так, например, он может быть наказан за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения. За такое нарушение предусмотрен штраф 5 тыс. руб. или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. За управление мопедом или скутером без прав штраф составит от 5 до 15 тыс. руб.; управление в состоянии опьянения влечет за собой лишение права управления на срок от 1,5 до 2 лет со штрафом 30 тыс. руб.

Однако для молодых людей характерны определенный правовой нигилизм, непонимание или отрицание роли законодательных запретов и ограничений, пренебрежение к соблюдению законности, что приводит к сознательному нарушению ПДД и в конечном счете к дорожной аварии. Зарубежные исследования показывают, что безопасное поведение при управлении транспортными средствами формируется примерно к 25 годам. Более молодые водители в силу своих возрастных особенностей зачастую не понимают возможных рисков для своей жизни и здоровья. Именно возрастной фактор эксперты считают основной причиной ДТП с участием водителей скутеров и мопедов.

Проблема международного характера

Надо сказать, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации двухколесных транспортных средств носит международный характер. Например, во Франции риск гибели в качестве водителя или пассажира двухколесного транспортного средства в среднем в 23 раза выше, чем у водителя или пассажира автомобиля. А в Малайзии водители и пассажиры двухколесных транспортных средств составляют 70% от всех погибших в ДТП.

Вообще, для юго–восточной Азии характерно соотношение двухколесных транспортных средств по отношению к автомобилям 70 на 30 – обратно аналогичному соотношению для европейских государств. Принципиальное отличие заключается в том, что в Европе двухколесные транспортные средства в большей степени используются для проведения досуга – в туризме, спорте, в то время как в Азии они являются главным образом утилитарными транспортными средствами, позволяющими людям решать свои бытовые задачи.

Современные устройства индивидуальной мобильности могут развивать скорость выше 35–80 км/час (в зависимости от модели), что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами. Это становится серьезным вызовом для законодателей многих стран, причем единого универсального решения не существует.

Например, в Швеции запрещено использовать на дорогах общего пользования электросамокаты с электродвигателем мощностью выше 250 Вт, максимальная скорость для движения установлена 20 км/ч.

В Испании некоторые города запретили использование электросамокатов в пешеходных зонах, готовятся изменения общенациональных правил, включающие запрет движения по тротуарам, ограничение скорости до 25 км/ч, обязательное страхование.

В Великобритании ведется подготовка нормативно–правовых изменений, но по действующим правилам электросамокаты запрещены к использованию на дорогах общего пользования.

В США (Калифорния) разрешается движение по тротуару электросамокатам с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч и мощностью электродвигателя менее 750 Вт, для допуска на проезжую часть сформулированы технические требования, учитывающие определенные конструктивные особенности, установлен минимальный возраст (16 лет), также установлены скоростные ограничения для различных классов дорог.

Новый участник ПДД

Минтранс России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения». На данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта и антикоррупционная экспертиза.

В частности, предлагаемые изменения в ПДД направлены на определение статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения, в том числе электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи и другие.
Как следует из пояснительной записки, действующее в ПДД определение термина «пешеход» приравнивает к пешеходам лиц, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
С учетом того, что использование современных технических средств индивидуальной мобильности с электродвигателем или без двигателя является достаточно эффективным способом перемещения, требуется урегулировать безопасную интеграцию в пешеходное и велосипедное движение лиц, управляющих техническими средствами индивидуальной мобильности.

Для этого предлагается:
– ввести в ПДД нового участника дорожного движения – лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, при этом в определении термина «пешеход» исключить приравнивание к пешеходам лиц старше 7 лет, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства»;

– ввести запрет на использование велосипедов и средств индивидуальной мобильности для передвижения в пешеходных зонах (за исключением детей до 7 лет);

– ввести новый термин и его определение: «средство индивидуальной мобильности» – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок;

– установить преимущество (приоритет) пешеходов во всех случаях совмещенного движения с велосипедистами и лицами, использующими для передвижения средство индивидуальной мобильности (далее – СИМ);

– во всех случаях совмещенного движения с пешеходами установить максимальную скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, – 20 км/ч;

– установить, что лица в возрасте до 7 лет могут передвигаться на велосипедах и СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам;

– установить, что лица в возрасте от 7 до 14 лет, использующие для передвижения СИМ, должны двигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов);

– установить, что лица старше 14 лет, использующие для передвижения СИМ, должны двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон; при отсутствии указанной инфраструктуры возможно движение по тротуарам и пешеходным дорожкам; при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек разрешается движение по обочине; движение по правому краю проезжей части дорог допускается только на дорогах, имеющих ограничение максимальной скорости 60 км/ч, и для средств индивидуальной мобильности, соответствующих определенным техническим требованиям;

– установить максимальную скорость движения не более 20 км/ч в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях;

– ввести новый дорожный знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и новые дорожные знаки 8.27 «Лица на средствах индивидуальной мобильности», 8.28 «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».
Ожидается, что предложенные меры положительно отразятся на повышении безопасности дорожного движения.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель обозреватель газеты «Транспорт России»

  • Комментарии
Загрузка комментариев...