Цифровая эра – реальность На вопросы газеты «ТР» отвечает заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов

10
12 минут
Цифровая эра – реальность  На вопросы газеты «ТР» отвечает  заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов
Цифровая эра – реальность

На вопросы газеты «ТР» отвечает
заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

– Алексей Константинович, одна из задач, поставленных в послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию, заключается в скорейшем внедрении в транспортную отрасль страны современных цифровых технологий. Судя по многочисленным мероприятиям, посвященным этой теме, российские транспортники активно взялись за дело. Расскажите об уже реализованных наиболее значимых проектах по внедрению цифровых решений.
– Переход на новый технологический уклад, в основе которого лежит не просто производство товаров и услуг, а применение информационных и автоматизированных систем в качестве активных участников хозяйственной деятельности, для нас является первоочередной задачей.
Реализация транзитного потенциала нашей страны, повышение качества и доступности транспортных услуг возможны только при условии внедрения цифровых сервисов для взаимодействия граждан, государства и бизнеса, создания единых отраслевых стандартов информационного взаимодействия.
Внедрение цифровых решений на транспорте уже привело к тому, что большинство пассажирских перевозок на воздушном транспорте и железной дороге выполняются с использованием билетов в электронном виде. Это раз. Перевозки грузов в морских портах и железнодорожным транспортом уже успешно оформляются в безбумажном виде благодаря системам ЭТРАН и ИНТЕРТРАН. Это два. Информационное обеспечение транспортной безопасности реализовано на основе Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), которая успешно функционирует с 2013 года. Это три.
В целом цифровая трансформация транспортного комплекса только набирает темп, и в ближайшие 3–4 года список успешно реализованных социально значимых проектов существенно увеличится.
При этом каждый реализуемый проект имеет свою актуальность и предназначение. Например, обеспечение функционирования опорной сети транспортно–логистических центров – важная задача транспортной отрасли для решения приоритетных национальных и стратегических задач в области транспорта и логистики, сформулированных в майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Решаются вопросы создания цифровой платформы государственного сегмента транспортного комплекса, информационно–аналитической системы цифровой сети транспортно–логистических узлов и системы координации транспортных потоков. Все это направлено на повышение конкурентоспособности транспортной отрасли, увеличение объема экспорта транспортных услуг, совершенствование пространственной организации транспортной сети на основе цифровых данных и на другие важные задачи отрасли. Цифровая платформа государственного сегмента транспортного комплекса играет системообразующую роль в формировании Единой цифровой транспортно–логистической среды (далее – ЕЦТЛС) и обеспечивает интеграцию национальных и зарубежных систем, обеспечивая безопасный режим сбора, агрегации и обмена транспортно–логистическими данными между коммерческими пользователями и органами государственной власти, решая задачи прослеживаемости всей цепи перевозки.
– Ситуация, связанная с эпидемией коронавируса, нарушила ритм экономической и деловой жизни в России. Коснулась она и транспортников. Одно из решений проблемы – переход на новые цифровые электронные платформы в предстоящие два года. Насколько реален тотальный переход на новые формы и есть ли компании, которые уже сейчас работают в онлайн–режиме в этом направлении?
– Безусловно, все отрасли страны пострадали от сложившейся обстановки, связанной с COVID–19. На транспорте одной из ключевых мер по сдерживанию распространения коронавируса стало обеспечение мониторинга контролирующими органами граждан после их возвращения из государств с нестабильной эпидемиологической ситуацией. Полная и актуальная статистика о пассажиропотоке в Россию и на территории нашей страны по всем видам транспорта в режиме 24/7/365 позволила взять под контроль распространение пандемии в Российской Федерации. Такие данные по межрегиональным и трансграничным перевозкам по всем видам транспорта обеспечивает Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), которая успешно функционирует с 2013 года.
Также обрела особую значимость активизация дистанционных способов организации работы, предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций.
Что касается компаний, то переход на цифровые технологии – это условие выживания в острой конкурентной борьбе, когда готовность и способность применения новых цифровых решений в организации перевозок, их оформления, контроля и мониторинга становятся необходимы. Лидеры отрасли, в том числе те, кто входит в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика», это понимают и реализуют свои собственные стратегии цифровой трансформации.
– Цифровизация работы автомобильного транспорта и транспортно–логистических услуг предполагает соблюдение нескольких обязательных условий. В их числе телематические сервисы, которые передают данные о передвижении и режиме работы транспорта, большие данные (Big Data) – набор специальных методов и инструментов, которые используются для хранения и обработки огромных объемов данных для решения конкретных задач. Помимо этого в цифровизации автотранспорта очень важную роль играет «одно окно» для клиента, когда он может получить полный набор услуг в одном месте. И, наконец, единое цифровое логистическое пространство, которое облегчит процессы доставки товаров автомобильным транспортом в любую точку страны. На каком уровне развития находится каждый из этих компонентов и какими из них занимается конкретно Минтранс России?
– Автомобильный транспорт в Российской Федерации сегодня – это 56 млн транспортных средств, 864 тыс. из которых – автобусы. При этом автобусами перевозятся около 88% пассажиров, использующих все виды транспорта. Из 12 тыс. ДТП с автобусами в 2019 году практически каждое второе происшествие (46%) произошло по вине их водителей.
Наиболее эффективным средством контроля факторов поведения и состояния водителя является комплексное применение цифровых систем мониторинга, контроля и поддержания работоспособного состояния водителя, помогающих заблаговременно выявлять и предотвращать опасные состояния, которые могут вызвать потерю внимания и снижение работоспособности в пути.
По инициативе Минтранса России такие системы уже устанавливаются на обновленный подвижной состав, закупаемый в регионы в рамках мероприятий БКАД.
В рамках цифровой повестки ЕАЭС формируется экосистема цифровых транспортных коридоров, и Минтранс инициировал проведение пилотного проекта для тестирования основных сервисов, ее формирующих.
Практическая реализация экосистемы ЦТК сократит расходы на транспортную составляющую в конечной стоимости продукции, обеспечит качество и безопасность перевозок, повысит пропускную способность международного транспортного коридора ЕАЭС, его конкурентоспособность и коммерческую привлекательность за счет перехода на электронный документооборот, эффективное планирование и управление перевозочным процессом, отслеживание грузов и трансграничный обмен данными.
Создание экосистемы ЦТК предполагает достижение синергетического эффекта в процессе решения совместных задач цифровизации транспортно–логистической отрасли на территориях государств – членов ЕАЭС, а также расширение включенности в цифровую повестку бизнеса и развитие благоприятной деловой среды.
– До 30 октября 2020 года на территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края Минтрансом России проводится эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа при автотранспортных перевозках. Каких результатов можно ожидать после окончания эксперимента и как они повлияют на дальнейшую разработку Единой цифровой транспортно–логистической среды (ЕЦТЛС)?
– Эксперимент направлен на отработку процессов обмена электронными документами, приведение их к единым стандартам. Массовый переход на электронные транспортные накладные и электронные путевые листы в настоящее время затруднен из–за необходимости предоставления бумажных версий документов органам государственной власти. В рамках эксперимента будут отработаны механизмы, позволяющие преодолеть этот барьер.
Каждый год более 50 тыс. автомобильных грузоперевозчиков оформляют около 3 млрд перевозочных документов. Затраты на ведение бумажного документооборота составляют более 2% в год от общих расходов на логистику. Автомобильный транспорт обслуживает «последнюю милю» и является неизменной составляющей всех мультимодальных перевозок, поэтому в первую очередь отработка решения будет в этом секторе.
С начала этого года уже проделана большая работа по подготовке проведения эксперимента, определены участники, разработан прототип государственной информационной системы, практическая часть эксперимента начнется 1 октября 2020 года. Участники эксперимента: грузоотправители, грузоперевозчики, грузополучатели и операторы электронного документооборота. Информационное взаимодействие бизнеса и государства осуществляется прототипом государственной системы в режиме «единого окна». Прототип обеспечивает верификацию данных и присвоение уникального идентификатора, формирование юридически значимых реестров, доступность информации в режиме реального времени, прослеживаемость перевозки.
Эксперимент направлен на отработку процессов обмена сведениями электронных транспортных накладных и электронных путевых листов в сфере автомобильного транспорта, а также технического взаимодействия информационных систем участников эксперимента. Полученный опыт в рамках эксперимента позволит в дальнейшем перевести в безбумажный электронный вид и другие перево-
зочные документы.
– Судя по названию, ЕЦТЛС – это организованная совокупность цифровых платформ, систем и инфраструктуры, их взаимодействие между собою, с объектами и участниками транспортного комплекса с максимально возможной эффективностью не только внутри страны, но и за ее пределами. Насколько ЕЦТЛС соответствует направлениям, отраженным в проекте Минтранса России «Цифровой транспорт и логистика»? Несколько слов о международной привлекательности ЕЦТЛС.
– ЕЦТЛС – это не просто множество цифровых платформ. Для быстрого и безопасного обмена актуальными, унифицированными и достоверными данными обо всех этапах перевозки в реальном режиме времени необходима именно единая доверенная среда, которой и является ЕЦТЛС. На базе ЦПТК создаются новые цифровые транспортные стандарты, интегрируются многочисленные информационные ресурсы для населения, бизнеса и государства. Сервисы цифровой платформы позволяют реализовать взаимодействие с партнерами – странами ЕАЭС, со всей мировой транспортной системой в режиме «единого окна». Целями проекта являются повышение эффективности управления транспортным комплексом, его интеграция в мировую цифровую транспортную систему, перевод национальной транспортной отрасли на электронный документооборот с использованием лучших международных и отечественных стандартов и практик, обеспечение максимальной загрузки отечественной транспортной инфраструктуры в новых условиях глобального мирового транспортного рынка. Особое внимание при реализации проекта уделяется безопасности российской транспортной системы.
– Теперь о законопроекте Минтранса России, касающемся пока тестирования, а затем и повсеместного использования онлайн–тахографов. На этот счет у будущих пользователей мнения неоднозначны. К примеру, могут возникнуть проблемы с измерением скоростного режима, поскольку данные онлайн–тахографов могут не совпадать с данными дорожных камер видеонаблюдения. Или вопросы, связанные с обслуживанием системы. Предполагается, что все расходы, включая текущие платежи за передачу данных по сотовым сетям, лягут на плечи перевозчиков. Рассматривались ли эти вопросы в период подготовки законопроекта?
– Онлайн–тахограф не будет предназначен для фиксации нарушений скоростного режима, установленного на конкретном участке дороги. Тахограф будет фиксировать нарушение максимальной скорости, установленной правилами дорожного движения для конкретного транспортного средства. Например, максимальная скорость для большинства грузовиков и автобусов вне населенного пункта составляет 90 км/ч, а для транспортных средств, предназначенных для перевозки детей, максимальная скорость не может превышать 60 км/ч. Превышение именно таких максимальных параметров и будет фиксироваться тахографом.
Кроме того, у каждого измерительного прибора есть своя погрешность. Тахографы – не исключение, поэтому в законопроекте о внесении изменений в КоАП РФ мы установили ненаказуемый скоростной порог, равный 20 км/ч. Он также позволит исключить привлечение к административной ответственности при кратковременных превышениях, вызванных необходимостью обгона транспортного средства.
Вопрос передачи данных о нарушениях, фиксируемых тахографами, неоднократно обсуждался на различных площадках. В настоящее время законопроектом предусмотрено, что порядок, сроки передачи, состав информации, зарегистрированной тахографом, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. В этой связи говорить об объеме передаваемой информации, каких–либо конкретных операторах сотовой связи и платежах за передачу данных по сотовым сетям преждевременно. Обсуждаются и прорабатываются различные варианты, но однозначного решения пока не выработано. При этом в настоящее время в рамках реализации пилотного проекта по сбору, хранению, обработке и передаче информации из тахографов с функцией передачи данных и технических устройств систем мониторинга, контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути прорабатывается возможность осуществления передачи данных со всех устройств через тахограф, что в конечном итоге позволит владельцам транспортных средств использовать одно передающее устройство в составе тахографа и, как следствие, одну sim–карту.
Вместе с тем по результатам предварительного расчета объем данных, который может быть передан одним тахографом в АИС «Тахографический контроль» в течение одного года, включая информацию о превышении скорости, режимах труда и отдыха, смене вида деятельности водителя, маршруте движения, техническом состоянии тахографа, не превышает 500 мегабайт, что составляет 41–42 мегабайта в месяц.
– Вопросы грузовых перевозок автомобильным транспортом – это одна сторона медали. Другая сторона – пассажирские перевозки. В Москве состоялась пресс–конференция на тему «Как цифровизация государственных услуг в сфере автомобильного транспорта повышает качество организации пассажирских перевозок». На этом мероприятии, в частности, шла речь о невозможности построения карт маршрутов, поскольку перевозчикам приходится сталкиваться с так называемыми спящими маршрутами. Они давно не действуют, но избавиться от них нельзя, так как они числятся в реестре и на их удаление нет соответствующей разрешающей документации, поэтому перевозчик не может перевести эти маршруты в действующие. Как решается эта проблема?
– Минтрансом России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий следующий механизм исключения из реестра межрегиональных маршрутов, перевозки по которым не осуществляются, и выдачи разрешительней документации по упрощенной процедуре.
Так, в случае если в течение 30 дней после вступления в силу федерального закона перевозчик, которому не выдана разрешительная документация, не обратился в Минтранс России с соответствующим заявлением на ее получение, то маршрут исключается из реестра.
Полагаем, что реализация указанного механизма позволит «почистить» реестр маршрутов и актуализировать содержащуюся в нем информацию.
– И еще один вопрос, можно сказать, пока что из рода экзотических: насколько перспективны прогнозы появления «умных дорог», которые без участия водителя будут управлять автомобилем? Есть мнение, что дорожные знаки перестанут быть визуализированными, и дорога будет направлять их непосредственно автомобилю. Как вы считаете, все это из области фантастики или все же подтверждается вескими аргументами?
– Появление «умных дорог» не за горами, это повестка уже сегодняшнего дня. В рамках национального проекта БКАД внедряются интеллектуальные и беспилотные системы управления дорожным движением
К основным элементам ИТС, устанавливаемым в рамках реализации указанных мероприятий в 2020 году, относятся: табло и знаки переменной информации, видеокамеры, детекторы транспорта, метеостанции.
Высокоавтоматизированный транспорт действительно ездит по дорогам сам, и никто его не ведет. Однако дополнительные инфраструктурные решения позволят сделать движение такого транспорта более безопасным, мобильным и оптимальным. Беспилотному транспорту, так же как транспорту с водителем, порой непросто справиться со сложными ситуациями на дорогах самостоятельно. Возможности беспилотника ограничены информацией, поступающей с сенсоров и датчиков. Поэтому создание сервисов, осуществляющих информационное обеспечение движения беспилотников, в том числе предупреждающих об опасном сближении, сложной метеорологической обстановке, оповещающих о рекомендуемой скорости движения для проезда на «зеленую» фазу светофора, позволит существенно оптимизировать и сделать более безопасным движение.
В 2020 году совместно с ФАУ «РосдорНИИ» и ФГУП «НАМИ» планируется приступить к организации испытательного полигона в целях испытания технологий и оборудования, разработанных для использования в составе ИТС. В рамках создания полигона будут в том числе разработаны экспериментальные компоненты кооперативных ИТС в целях апробации на полигоне новых технологий.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...